О Владыке

«Пусть милость Божия хранит Вас…» - эти сокровенные слова Владыки Николая сопровождают по жизни тысячи современников, живущих и творящих нелегкие свои труды по возрождению доблести и славы Российского Отечества. Как символ великой Веры, Любви к человеку, пример выдающегося служения России.
Возглавив Нижегородскую (Горьковскую) епархию в 1977 году, Владыка Николай воистину стал здесь Отцом православного люда. Митрополит Нижегородский и Арзамасский, он двадцать четыре года управлял нашей епархией. С его благословением - год за годом – количество действующих приходов с 46 возросло десятикратно, и к началу XXI века Нижегородская епархия заняла видное место в религиозном сообществе России. Смог он помочь и другим традиционным религиям России в нашем регионе.С его именем прежде всего связано возрождение Нижегородской епархии, превращение нашего края в один из основных духовных центров России. Началось деятельное восстановление и открытие сотен храмов, монастырей, состоялось открытие Нижегородской духовной семинарии и женского Епархиального училища, первых православных просветительских центров и воскресных школ.

По службе и по душе, исключительно активно митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай участвовал в общественной жизни города, области, страны. С его участием по жизни решались многие социальные и духовные вопросы нижегородцев. По мнению современников, в его присутствии многие невзгоды переживались более терпимо. В уже перестроечное время властные структуры области и города непременно приглашали митрополита на все значимые события. Владыка Николай участвовал в конференциях, проводившихся совместно учеными и Церковью. Его негромкий голос звучал в Фонде мира, на открытии федеральных и областных конгрессов, форумов, выставок.
Митрополит внес заметный вклад в развитие культуры, на его искренний призыв откликались благотворители. Особо значимым во все времена является патриотическое воспитание нижегородцев, наследников славы Минина и Пожарского. Именно Владыка Николай ввел традицию 9 мая служить панихиду у Вечного огня в Кремле в присутствии руководства города и области. Без участия православной службы не проходило ни одно серьезное мероприятие в регионе.
Владыка Николай с любовью делал все для нравственного крепления нижегородцев, сохранения традиций предков. Он принял активное участие в становлении в России нового государственного праздника – Дня народного единства.
Труд митрополита на благо Отечества отмечен многими церковными и государственными наградами, в т.ч. золотой медалью Советского фонда мира. Владыка Николай удостоен звания Почетного Гражданина Нижнего Новгорода.
Гражданский и духовный подвиг участника Великой Отечественной войны, Митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая (Н.В. Кутепова) побуждает нижегородцев увековечить его незабываемый образ и в скульптурном изваянии в пространстве любимого города.

Дабы всегда встречал нас Владыка в могучей силе своей вдохновляющей деятельности.



О детстве и юности

В юности я стремился стать доктором. Мне очень нравилась эта профессия. Но шансы для меня в те времена поступить в медицинский институт практически равнялись нулю. Ну вот, и пошел я в механический, хотя с математикой всю жизнь был не в ладах.

О войне

Воевал так же, как и все... После окончания школы нам, 17 - 18-летним мальчишкам дали отдохнуть один месяц, а потом призвали. Сначала я был направлен в оружейно-пулеметное училище в Туле, а затем, через два месяца подготовки, на фронт, на пополнение частей, которые пришли из-под Сталинграда. Нас отправили в Ртищево, там сформировали полк, довезли на поезде до станции Филоново, а от Филоново к Калачу мы пешком топали.
Воевать мне пришлось недолго - около года. Но я успел вкусить все "прелести" войны: и артобстрел, и танковые атаки, и бомбежки. Пули как-то обходили меня, вероятно молитвами матери. Я только дважды был легко ранен, но вот, пострадал от мороза - в одном из сражений обморозил ноги. Попал в госпиталь, ампутировали трети ступней обеих ног, признали негодным к службе…

О своих учителях

На моем жизненном пути были три архиерейских личности, которые сыграли огромную, если не решающую роль в моем становлении, человеческом и пастырском.
Во-первых, архиепископ Тульский Виталий (Введенский). Когда он служил, то чувствовалось какое-то благоговение от его служб. Он и умер на кафедре… Служил каждое воскресенье, каждый праздник, к службе относился не как к работе - ко внутренней потребности своей души…
Вторым был Владыка Антоний (Марченко), человек сложной судьбы. Я долгое время иподиаконствовал при нем, был секретарем, вторым келейником.
Третий архиерей - Владыка Гавриил (Огородников) Вологодский. Он принял меня вопреки всему. Сначала я был помощником псаломщика в Череповце, в соборе, потом, в 1953-м был рукоположен во диакона и полтора года служил в Строгановской церкви в городе Устюжне, откуда и поступил в академию.
Вот этим трем архиереям я бесконечно благодарен за их участие в моей судьбе.
Всю жизнь я стремлюсь в чем-то походить на них…

Владыка вспоминал

В Ростове ситуация сложилась тяжелая. Уполномоченным по делам религий был бывший начальник управления КГБ. Запрещены были земные поклоны, запрещено было ездить по епархии, запрещено было причащать детишек. Я это все нарушил, за что тут же был назван религиозным фанатиком, мракобесом и так далее. Меня без конца вызывали к уполномоченному, дебаты с ним шли по 5-6 часов. Закончилось все моим переводом из Ростова во Владимир.

Из Владимира меня "попросили" уехать "в 72 часа". Несколько месяцев я служил в Калуге, а затем меня назначили сюда, в Нижний Новгород… Здесь поначалу было все то же самое…

Помню, один уполномоченный по делам религии, к которому меня почти каждый день вызывали, когда я являлся на прием и просиживал по несколько часов, в конце концов передавал мне через секретаря ответ: "Принимаю только членов партии". А на следующий день все повторялось: мне звонили по телефону и вызывали к уполномоченному. И все же я его пересидел…

О судьбе

Судьба - понятие обтекаемое, но в то же время, вполне определенное. Для тех, кто интересуется родным языком, думаю, не составляет труда увидеть, что это слово состоит из двух: "суд Божий". Господь судит нас за наши поступки, дела и мысли. Судит, но не осуждает, наставляя нас на путь покаяния и исправления. Этот путь может проходить и сквозь радости и сквозь скорби, сквозь гонения и сквозь болезни, главное для человека - увидеть этот путь и ступить на него.

И не следует бояться трудностей, бесконечно скорбеть и пребывать в унынии, ведь мы же с вами знаем, что непосильного креста Господь никому не дает…




Made on
Tilda